Человек, срывающий яблоко. ТЕСТ-диагностика психологического состояния.

Арт-терапевтические шкалы формальных элементов (АТШФЭ) были разработаны на основе многолетних клинических исследований и определения комплекса формальных графических признаков, связанных с проявлениями разных психических расстройств. Характеризуя основные отличия и преимущества своего метода, в сравнении с известными проективными графическими методами, L. Gantt & C. Tabone (1998) подчеркивают:
Картинки по запросу срывая яблоко
• Во-первых, метод позволяет анализировать не символические элементы изображения.
• Во-вторых, на основе выявления структурных, формальных особенностей рисунков метод обеспечивает более точную диагностику, определение психического расстройства и состояния.
• В-третьих, метод позволяет отделить спекуляции, связанные с психологическим анализом рисунков, от достоверных фактов.
• В-четвертых, он позволяет проводить исследование продуктов изобразительной деятельности на основе того подхода, который близок арт-терапевтам.
• В-пятых, он способствует развитию исследовательского инструментария арт-терапии и превращению ее в научную дисциплину.
Исследователи стремились идти по пути объективного анализа множества признаков, которые содержит любой рисунок, стараясь снизить налет субъективизма, связанный с интерпретацией изобразительной продукции. «К сожалению, — отмечают L. Gantt & C. Tabone (1998) — «при анализе рисунков в качестве основания для суждений специалистов зачастую используются такие признаки, валидность которых никогда не проверялась» (Р. 1). Они утверждают, что, используя их метод, можно проверить, насколько валидны такие суждения, как например: «Депрессивные больные создают рисунки маленького размера и используют мало цветов».
Признавая, что анализ содержательных особенностей рисунков также может играть важную роль в психодиагностике, они подчеркивают, что их больше интересовали формальные признаки, поскольку именно на них многие ар-терапевты обращают повышенное внимание: «Мы исходили из предположения, что диагностическая информация может быть связана с тем, как создается рисунок, а не только с тем, что на нем изображено. Это предположение характерно для большинства арт-терапевтов. Они воспринимают изобразительную продукцию, прежде всего, как искусство, а не так, как она воспринимается психологами, использующими проективные тесты. Кроме того, арт-терапевты воспринимают целый комплекс различных признаков рисунка, важных для любого художника, таких как особенности цветовой палитры, взаимосвязь элементов изображения, характер линий» (Р. 1).
Кроме того, создатели метода считают, что любой психодиагностический процесс на основе анализа рисунков следует начинать с оценки формальных признаков изображения, чтобы дифференцировать его стилистические особенности, связанные с возрастом, культурой, диагнозом, влиянием лекарств, этапом лечения и другими факторами, и лишь после этого переходить к анализу содержания рисунков.
L. Gantt & C. Tabone (1998) подчеркивают, что метод создан на основе работ ряда известных арт-терапевтов, предпринимавших попытки построения психодиагностической модели на основе анализа формальных признаков рисунка, прежде всего, H.Y. Kwiatkowska (1978), E. Ulman, B. Levy (1968, 1975). В то же время, L. Gantt & C. Tabone полагают, что при разработке своего метода они имели целый ряд преимуществ. Одно из них заключается в том, что их исследования проходили уже после внедрения третьей редакции Диагностического и статистического руководства, DSM-III (American Psychiatric Association, 1980), в котором диагностические признаки, связанные с разными психическими расстройствами, были значительно усовершенствованы. Другим преимуществом являлось то, что они использовали возможности крупного психиатрического стационара, что позволило нам исследовать большое количество рисунков, обращая внимание на то, как основные психические расстройства коррелируют с графическими признаками.
Выбирая задание изобразительного характера, которое позволило бы получать рисунки для последующего анализа с применением набора формальных признаков, L. Gantt & C. Tabone (1998) ориентировались на такой вид деятельности, который должен быть по силам большинству психиатрических пациентов, независимо от уровня развития их художественных навыков и интеллекта. Кроме того, должна быть возможность повторного выполнения испытуемыми предлагаемого задания для того, чтобы обеспечить сравнение результатов его выполнения в динамике.
В качестве изобразительного задания, удовлетворяющего всем этим требованиям и дающего возможность получить наиболее информативную в диагностическом плане продукцию, было выбрано создание рисунка человека, срывающего яблоко с дерева (РЧСЯД). Предлагая эту методику испытуемым, L. Gantt & C. Tabone использовали следующую достаточно простую инструкцию: «Нарисуйте человека, срывающего яблоко с дерева».

ИИнструкция, материалы и процедура оценивания рисунков

Рисование человека, срывающего яблоко с дерева, в качестве рисуночной методики впервые использовал V. Lowenfeld (1939, 1947). Однако, в отличие от L. Gantt & C. Tabone, данный автор использовал более развернутую инструкцию. При выполнении задания по созданию РЧСЯД рекомендуется использовать следующие изобразительные материалы:
• белая бумага размером 12 х 18 дюймов,
• набор фломастеров, состоящий из 12 цветов (красный, оранжевый, синий, бирюзовый, салатовый, темно-зеленый, ярко-розовый, малиновый, фиолетовый, коричневый, желтый и черный).
При выполнении задания испытуемые могут располагать лист бумаги любым образом. Если после того, как инструкция была дана, испытуемый спрашивает, кого следует рисовать, мужчину или женщину, следует сказать «человека». Время на создание рисунка не ограничено.
При оценивании рисунков используются 14 шкал. Каждая из них количественно измеряет определенный формальный признак. Все они в совокупности позволяют идентифицировать разные «профили» формальных признаков, характеризующие разные психические расстройства или состояния, а также (предположительно) личностные особенности, проявленные в стилистике рисунка.
По мнению L. Gantt & C. Tabone (1998), использование количественной оценки разных признаков (от 0 до 5 баллов) измеряемых с помощью АТШФЭ, позволяет говорить о разной степени выраженности того или иного признака. При этом более высокие оценки не обязательно являются более благоприятными, чем низкие. Так, например, высокие оценки по шкале № 3, Энергия, или по шкале № 10, Детали, могут быть связаны с маниакальным состоянием. Лишь при наличии достаточных объемов исследований, охватывающих как здоровых, так и психически больных испытуемых, можно заключить, какие показатели по разным шкалам характеризуют норму. Ниже приводится общая характеристика четырнадцати шкал.

ССодержательная характеристика Арт-терапевтических шкал
формальных элементов

Ниже приводятся примеры рисунков, созданных здоровыми лицами – детьми разного возраста и взрослыми
Рис. 1. Рисунок 6-летнего мальчика
Рис. 1 может быть охарактеризован следующим образом: один (зеленый) цвет использован для создания контуров фигур (Шкала № 1 — 1 балл; Шкала № 2, Адекватность цвета — 2 балла). Изображение занимает 75% пространства листа бумаги (Шкала № 4 — 4 балла). Имеется связь между двумя элементами изображения (человеком и яблоком) (Шкала № 5 — 3 балла). Отсутствуют предметы, не относящиеся к теме рисунка (Шкала № 6, Логика — 5 баллов). Предметы можно распознать, однако характер изображения примитивен (Шкала № 7, Реализм — 2 балла). Человек держит яблоко, однако неясно, как он его достал (Шкала № 8 — 2 балла). По уровню развития рисунок соответствует ребенку 4-6-летнего возраста (Шкала № 9 — 2 балла). Линии проведены с достаточным контролем (Шкала № 11 — 4 балла). Изображение человека относительно примитивно, но целостно (Шкала № 12 — 3 балла). Имеется небольшая ротация (Шкала №13 – 4 балла). Персеверация отсутствует (Шкала № 14 — 5 баллов).
Рис. 2. Рисунок мальчика 10 лет
Данный рисунок имеет следующие характеристики: два предмета раскрашены внутри (Шкала № 1 — 3 балла), и все они соответствуют предметам (Шкала № 2, Адекватность цвета — 5 баллов). Изображение занимает примерно 50% пространства листа бумаги (Шкала № 4 — 3 балла). Имеется связь между тремя элементами изображения (Шкала № 5 — 4 балла). Отсутствуют предметы, не относящиеся к теме рисунка (Шкала № 6, Логика — 5 баллов). Изображенные предметы включают основные части (Шкала № 7, Реализм — 3 балла). Человек стоит на земле, тянется к яблоку и берет его (Шкала № 8, Решение проблемы — 5 баллов). По уровню развития рисунок соответствует ребенку 7-11-летнего возраста (Шкала № 9 — 3 балла). Линии проведены с достаточным контролем (Шкала № 11 — 4 балла). Изображение человека относительно примитивно, целостно и содержит изображение деталей лица и фигуры, однако некоторые части отсутствуют (Шкала № 12 — 4 балла). Имеется умеренная ротация (Шкала № 13 — 3 балла). Персеверация отсутствует (Шкала № 14 — 5 баллов).
Рис. 3. Рисунок мальчика 16 лет
Этот рисунок (Рис. 3) может быть описан следующим образом: цвет используется не только для создания контуров, но и раскраски фигур и соответствует предметам (Шкала № 1 — 4 балла; Шкала № 2, Адекватность цвета — 5 баллов). Изображение занимает 75% пространства листа бумаги (Шкала № 4 — 4 балла). Имеется связь между двумя элементами изображения (человеком и яблоком), при этом одни предметы выступают фоном для других (Шкала № 5 — 5 баллов). Отсутствуют предметы, не относящиеся к теме рисунка (Шкала № 6, Логика — 5 баллов). Изображение реалистично; переданы детали, объем предметов, перспектива (Шкала № 7, Реализм — 5 баллов). Изображены черты лица, детали тела и одежды человека. Стоя на земле, он тянется к яблоку и берет его (Шкала № 8, Решение проблемы — 5 баллов). Рисунок также свидетельствует о высоком уровне развития изобразительных навыков, соответствующем взрослым (Шкала № 9, Уровень развития — 5 баллов). Линия проведена с достаточным контролем (Шкала № 11, Качество линии — 4 балла). Изображены черты лица, детали тела и одежды человека (Шкала № 12, Человек — 5 баллов). Деревья и человек расположены вертикально; персеверация отсутствует.
Рис. 4. Рисунок женщины (возраст 28 лет)
Рис. 4 создан взрослой женщиной (28 лет) и может быть охарактеризован следующим образом: цвет используется не только для создания контуров, но и раскраски фигур и фона. Цвет соответствует предметам. Изображение занимает 100% пространства листа. Изображение интегрировано; все его элементы, включая предметы окружающего пространства, взаимосвязаны. Отсутствуют предметы, не относящиеся к теме рисунка. Изображение реалистично; переданы детали, объем предметов, перспектива. Изображены черты лица, детали тела и одежды человека. Стоя на земле, он тянется к яблоку и берет его. Рисунок также свидетельствует о высоком уровне развития изобразительных навыков, соответствующем взрослым. Линия плавная, уверенная, непрерывная. Деревья и человек расположены вертикально. персеверация отсутствует. Оценка этого рисунка по шкалам АТШФЭ:
• Шкала № 1, Значение цвета — 5 баллов,
• Шкала № 2, Адекватность цвета — 5 баллов,
• Шкала № 3, Энергия — 4 балла,
• Шкала № 4, Пространство — 5 баллов,
• Шкала № 5, Интеграция — 5 баллов,
• Шкала № 6, Логика — 5 баллов,
• Шкала № 7, Реализм — 5 баллов,
• Шкала № 8, Решение проблемы — 5 баллов,
• Шкала № 9, Уровень развития — 5 баллов,
• Шкала № 10, Детали объектов и окружающей среды — 4 балла,
• Шкала № 11, Качество линии — 5 баллов,
• Шкала № 12, Человек — 4,5 балла,
• Шкала № 13, Ротация — 5 баллов,
• Шкала № 14, Персеверация — 5 баллов.
Конечно, рисунки здоровых взрослых лиц далеко не всегда имеют такие высокие показатели, что может быть связано с разным уровнем развития художественных навыков и образного мышления, личностными особенностями и другими факторами. Представленный рисунок соответствует верхней границе нормативных показателей, характерных для взрослой выборки.
По материалам: http://mprj.ru/archiv_global/2

Комментарии

Популярные сообщения